Впервые введена в эксплуатацию вертолетная система низкочастотной индуктивной аэроэлектроразведки EM-4H. Разработчиком системы является коллектив ООО «Геотехнологии». Представители этой компании приняли участие в апробации и запуске в производство аэрогеофизических работ новой системы.
Полеты осуществлялись на вертолете Eurocopter-AS-350B3 авиакомпании ООО «Норд-Вест» из аэропорта Валек в Норильском промышленном районе.
Аэросъемка с системой EM-4H выполняется с целью изучения электрической проводимости горных пород и позволяет решать задачи геологического картирования и прогноза месторождений твердых полезных ископаемых.
Начиная с 2005 г. Норильский филиал выполняет комплексную трехметодную (магнитометрия, гамма-спектрометрия, электроразведка ДИП) аэросъемку на самолете Ан-3 в условиях среднегорного рельефа. Новая вертолетная система EM-4H позволит получать качественную геофизическую основу в комплексе трех методов на любых вертолетах в условиях сложного горного рельефа с абсолютными отметками до 2000-2500 м и с перепадами высот до 700-900 м. Такими ландшафтными характеристиками обладает значительная часть территорий для геологического изучения в рамках ГДП-200.
Система EM-4H реализует четырехчастотный метод индуктивной аэроэлектроразведки ДИП (дипольного индуктивного профилирования) в варианте, когда возбуждающий диполь и генератор буксируются на подвесной платформе с помощью трос-кабеля длиной 70 м, а приемные рамки, измеряющие три пространственные компоненты электромагнитного поля, смонтированы в буксируемой гондоле, закрепленной на трос-кабеле в 27 м от авианосителя.
В виду того, что питающий диполь расположен на подвесной платформе, во-первых, отсутствует влияние авианосителя на электромагнитную систему, а во-вторых, усилен излучающий сигнал электромагнитного поля, что в свою очередь увеличивает отклик регистрируемого сигнала. В новой системе ЕМ-4Н значительно снижен уровень электромагнитных помех и, в сравнении с самолетной системой ЕМ-4Н, улучшено соотношение сигнал/шум, что в итоге в 4-5 раз улучшает точность измерений.
Благодаря конструктивным особенностям подвесной системы (её небольшому весу – всего 250 кг и размерам платформы – диаметр 7,5 м), уверенное пилотирование при съемке в условиях сложного горного рельефа может выполняться в широком диапазоне скоростей от 20 до 200 км/ч, что выгодно отличает ЕМ-4Н от подобных электроразведочных систем, у которых существуют строгие ограничения по скорости полета и ветровому режиму. Апробация системы, проведенная в летных условиях, показала, что все узлы комплекса работают штатно, в соответствии с заданными техническими параметрами.